Девиантное поведение и его формы

Скачать документ .docx

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу? Именно такими вопросами интересуются социологи.

Дело в том, что вопрос, «Что такое девиантное поведение?» не может быть решен простым способом. Это следует из ключевых идей социологического подхода к девиантности. Отклонение определяется в социальном контексте. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Если социальные нормы меняются, то, что считается девиантным, также изменяется. Поскольку правила и нормы варьируются в разных культурах и времени, это имеет смысл, что понятия девиантности также изменится.

Актуальность работы в том, что девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа, узнать о девиантном поведении и его формах.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  • раскрытие понятия «девиантное поведение»;
  • рассмотреть функции девиантного поведения;
  • рассмотреть формы девиантного поведения;
  • рассмотреть программу коррекции девиантного поведения.

Понятие «девиантное поведение»

В своем определении отклонений, с нормативной точки зрения предлагает социологам простую формулу для снижения недоумений в разнообразии девиантных явлений. Понятие нарушения норм, кажется, простой, объективный критерий для определения того, что является девиантное, а что нет. Нормативное определение отклонения особенно обращается ко многим социологам, потому что это основано на одном из самых знакомых условий в их научном словаре, социальных нормах. Этот термин относится к правилам или ожиданиям поведения, которые разделены членами группы или общества. Иногда, конечно, поведение отклоняется от этих нормативных моделей. Такое поведение, в соответствии с нормативным определением, является девиантным поведением.

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов.

В результате действия людей, ассоциированных в социальные группы, и деятельность социальных институтов становятся в значительной степени однонаправленными, и поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов, — менее разнообразным, более стандартизированным. Это обусловливается социальной нормой поведения.

Поняв, что функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе пределов, мер, интервалов допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее. Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения.

 Функции девиантного поведения

Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:

«Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормами, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей… Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к их идеологии и правилам поведения.»

Во-вторых, нормы не выражается в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очеркивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органами контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда.

«Почему подобные отчеты считаются достойными отражения в печати и почему они вызывают повышенный интерес у публики? Возможно… они удовлетворяют некую психологическую извращенность, характерную для массовой аудитории, но одновременно они составляют главный источник информации о границах допустимого в нашем обществе. Это те уроки, с помощью которых мы учим друг друга тому, что значат нормы и насколько далеко они простираются.»

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между  «хорошими людьми».

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. К примеру, высокий уровень грабежей говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Например:  В Монтгомери Мальтер Лютер Кинг возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции — Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

 

Формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Типология может иметь как теоретический, так и эмпирический характер. Теоретическая типология, как считает В.А. Ядов, отличается от эмпирического тем, что в последней «устойчивость свойств типа находится путем многократного перебора, тогда как в теоретической типологии критерии свойств выявляются путем логического анализа».

Разработка теоретических типов направлена на поиск сущностных характеристик объектов и нахождение у них общих черт. Теоретические типологии должны иметь четкое эмпирическое соотнесение, в противном случае они будут нейтрализованы из-за трудности эмпирической верификации (истинности, «чистоты» исследования) и преобразованию понятий, характеризующих ту или иную типологию. Все это относится и к типологии девиантного поведения.

Мы рассмотрим только некоторые его виды и формы, причем наряду с общеизвестными и о формах, менее всего представленных в научной и учебной литературе, — бродяжничество, гомосексуализме, наркомании, суициде и др.

Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, воспроизводящихся из поколение в поколение при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону, это – разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как уже отмечалось, результатом двойного конфликта: неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета.

Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество, как система, объективно заинтересованно в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы есть социальный патриотизм.

Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами; нередко индивид  попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, снятие боли и неприятных ощущений.

В научной литературе понятие «наркотизм» («наркомания») трактуется как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств с соответствующими последствиями.

И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы, однако в конечном счете уход в наркотики – результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни – «экзистенциального вакуума», по В. Франклу.

Гомосексуализм  (от др.-греч. homos — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол) существовал в древних культурах, греческой и римской, хотя сам термин ввел в научный оборот в 1869 году венгерский врач К.М. Бенкерт.

Существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазны, совращения, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурные влияния, материнская гиперопека, страх сексуальной неудачи и т.п.

Исследования зарубежных и отечественных ученных позволяют сделать принципиальной важности вывод: «…какими бы причинами не детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно»

Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм нормальны в том смысле, что представляют собой результат некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося в процессе эволюции рода человеческого. Если бы все иные формы, кроме гетеросексуальности, были абсолютно патологичны, они бы давно элиминировались в результате естественного отбора.

Самоубийство(суицид) — одна из вечных проблем человека, поскольку существует как явление столько же, сколько существует на Земле человек.

Самоуби́йство, суици́д (от  sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, самостоятельное и добровольное.
Проблемами суицидального поведения в последние десятилетия находится под пристальным вниманием отечественных исследователей. Разноплановые исследования поведения людей, переживающих ситуацию личностного кризиса, выявляют как клинические компоненты своеобразного состояния сознания, так и формы психологических реакций на кризисные ситуации.

Самоубийство как статистически устойчивое социально-психологическое явление следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя мысли, приготовления, попытки, намерения и собственно акт суицида.

Варианты осуществления самоубийства весьма разнообразны. Л. З. Трегубов и Ю. Р. Вагин приводят следующий перечень <:

  • Повешение;
  • Удушение;
  • <Утопление;
  • Отравление(ядами, снотворным, наркотическими веществами);
  • Самосожжение;
  • С помощью колющих и режущих предметов, в том числе:
    • сэппуку или харакири — ритуальное самоубийство в Японии;
    • падение на меч (в Древнем Риме);
    • вскрытие вен.
  • При помощи огнестрельного оружия>;
  • С помощью электрического тока;
  • С помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов.
  • Преднамеренные авиакатастрофы, устроенные пилотами воздушного судна;
  • Падение с высоты (прыжок с естественных и искусственных возвышений);
  • Прекращение приёма пищи;
  • Переохлаждение и т.д.

Поскольку суицидальное поведение – разновидность ретритизма, для его объяснений подходит и концепция «двойной неудачи» Р. Мертона.

При этом, с нашей точки зрения, дифференцирующее знание при «разведении»различных форм девиантного поведения имеют и психологические факторы. Иначе говоря, причины решения о способе разрешения конфликтности жизненной ситуации зависят от характерологических, а также интеллектуальных, эмоциональных и прочих  психологических свойств личности. Эмпирическим подтверждением такого предположения служат результаты сравнительного психологического обследования лиц, совершивших насильственные преступления, и суицидентов, проведенного под руководством А. Амбрумовой и А. Ратинова. Так, было выявлено, что уровень самооценки оказался низким и заниженным у суицидентов, высоким и завышенным у преступников; высокая потребность в самореализации – у суицидентов, сниженная – у преступников; искренность взаимоотношений, наличие эмпатии (сопереживание) – у суицидентов, равнодушие, холодность, враждебность – у преступников; трудность волевых усилий – у суицидентов, легкость и успешность волевых усилий – у преступников и т.п.

Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим. Его цель – рассмешив, напугать или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому виду юмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных и жестоких детей, про кровь и увечья.

Такой фольклор до недавнего времени крайне редко оказывался предметом исследования. А между тем тот материал чрезвычайно богат сведениями, характеризующими развитие личности, становление ее отношений с внешним миром, восприятие проблем в сегодняшнем обществе.

Материалом для анализа послужили тексты, включенные в «Антологию черного юмора», а также другие опубликованные фольклорные произведения, в том числе в газете «Новый взгляд» и «Очень страшной газете».

В этих произведениях все как бы перевернуто с ног на голову. В черном юморе уже сам отчий дом, гарантирующий, казалось бы, безмятежный приют от горстей и защиту от внешнего мира, показан как место, полное опасностей.

Темною ночью в пижаме в полоску.

Мальчик на кухне распиливал доску.

Мягко железо в ногу вошло.

Вместе с ногою детство ушло…

Стихи, посвященные семье, можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют произведения о жестоких родителях и детях – жертвах. Родители рисуются как равнодушные свидетели детских мучений, а то и под видом ласковой заботы издеваются над ними:

Маленький мальчик, высокий карниз.

Маленький мальчик летит с него вниз.

Hу а внизу улыбается мать:

«Hет, не умеет сынок мой летать!»

Вторую группу составляют стихи, где героями являются родители, а самим детям отводится активная роль. Они отвечают родным и близким «адекватной» заботой о них:

Девочка Света нашла пистолет.

Больше у Светы родителей нет…

Третья группа стихов черного юмора повествует о том, что дети солидаризуются с кем-то из родителей, осуществляют совместное действие:

Маленький мальчик нашел пистолет.

Долго он целился папе в хребет.

Грянул тут выстрел – папа упал.

Мама спросила: «Неужто попал?»

Понимание перевернутой сущности фольклора, постоянного переиначивания всех ценностей заставляет сделать вывод о неправомерности буквального толкования образа семьи в черном юморе. Не обесценивание семейных связей и привязанностей, не горькое разочарование в родственных чувствах, не извращение семейных отношений и не деградацию института семьи демонстрирует он нам, а, напротив, глубокую драму личности, вынужденно покидающего семью, остро переживающую предстоящее ослабление родственных связей.

Важно помнить, что успех в борьбе с распространением негативно влияющих на общество, девиации среди молодежи, то есть среди будущего нашей страны, зависит не только от врачей, психологов и т.д., но и от всех нас, от того, как мы относимся к своим детям, к ровесникам, к окружающим.

Программа коррекции девиантного поведения

Одним из направлений социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимодействие различных общественных институтов – семьи, школы, внешкольных заведений и др. обычно выделяют следующие типы такого взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Разумеется, наиболее прогрессивным и перспективным является сотрудничающий тип взаимодействия.

Социально-психологическая помощь имеет два ведущих направления: превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция).Рассмотрим более подробно эти виды социально-психологической помощи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих конкретное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача второй профилактики —  раннее выявление и реабилитация нервно – психических нарушений и работа с «группой риска». Третичная профилактика решает такие задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Она также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением

Социально-психологическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах.

Интервенция девиантного поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Социально-психологическая интервенция – это специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Воспитательная социально-психологическая программа. Снижение требований к участнику взаимодействия, пока он не пройдет курс социальной и психологической адаптации; оптимизация его актуального уровня; наблюдение за творческим развитием и способностью общаться; включение в коллективный творчески труд и др.

Стиль: обращен на участника взаимодействия, личностно-ориентированный; творческий.

Коррекционная социально-психологическая программа. Создание творческих контактов; демонстрация личных творческих успехов; рекламирование успехов коллектива; минимизация вульгарного стиля в разговорах и поступках; признание положительных образцов через принятие и подражание и др.

Стиль: преимущественно деловой. Товарищеский, доверительный, толерантный, творческий, уважительный и т.п.

От качества и своевременности использования этих подходов, основанных на главных принципах психологии педагогики, будет зависеть эффективность коррекционной, воспитательной и реабилитационной деятельности психологов, социальных педагогов и социальных работников.

 

Вывод

Из проведенного анализа девиантного поведения и его формах, можно сделать вывод, что во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Но для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов обществ как принудительное и недопустимое. Также мы оценили поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

Сделали вывод, что о девиации можно сказать, что она внутренне присуща определенным формами поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Поняли, что в повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные ( или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытались прояснить эту идею на основе ряда важных характеристик и программ коррекции девиантного поведения и его форм.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *