Проблемы занятости молодежи в России и пути их разрешения

Скачать работу

Содержание:
Понятие и история занятости молодежи в России
1.1 Понятие «молодежь» и «занятость»
1.2 Государственная политика занятости и трудоустройства молодежи в 90-х г. ХХ в начале ХХI
Анализ занятости молодежи в современном мире
2.1 Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
2.1 Занятость молодежи в современной России
Четыре сценария развития будущего занятости молодежи
3.1 Рост. Гибкая экономика.
3.2 Рост. Изгиб экономики
3.3 Распад. Возрастающий разрыв
3.3 Трансформация. Усиление индивидуального
Вывод
Список используемых источников

Введение
Молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. В число группы входят студенты, школьники и люди до 30 лет. Необходимость анализа занятости молодежи обусловливается двумя факторами, во-первых, сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны, во-вторых, самое важное, что они — будущее страны, то есть от их подготовки и стартовых условий их деятель-ности зависит последующее развитие любой страны, Россия не является ис-ключением.
Актуальность темы в том, что страна несет экономические и полити-ческие потрясения, на их фоне углубились и обострились проблемы, связан-ные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью моло-дежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда.
Между тем, современные подходы государства к управлению человече-скими ресурсами основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала молодых людей, сопровождающегося значительным высвобож-дением и перераспределением специалистов, увеличением числа выпускников ВУЗов, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо вступать в конкуренцию на рынке труда, важность проблемы развитие трудоустройства молодежи еще больше возрастает. Таким образом актуальность темы курсо-вой работы обусловлена рассмотрением анализа и внедрения механизмов, для устранения проблем занятости среди молодежи.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа существующей системы регулирования занятости молодежи, в стране и ее нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов предположить, каковы пути развития занятости среди молодежи.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
— раскрытие понятия «молодежь» и «занятость молодежи»;
— рассмотреть сущность проблемы занятости молодежи в России прошлых лет;
— раскрыть особенности занятости молодежи в современном мире;
— проанализировать занятость молодежи в современной России;
— предположить два сценария развития занятости молодежи в будущем
— предложить решение проблем в каждом из сценариев.
Объект молодежь и занятость молодежи.
Предмет изучения — система развития по устранению проблемы заня-тости молодежи.
Работа состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения и списка использованных источников.

Глава 1
Понятие и история занятости молодежи в России

1.1 Понятие «молодежь» и «занятость»

Молодые люди в развитых странах мира были субъектом огромного ко-личества исследований, в течение последних 40 лет. В вообще, эти исследо-вания предполагают, что молодые люди составляют отдельную и значитель-ную категорию людей: как не взрослых. Центральной и постоянной темой в исследованиях проблематичности бытия молодого человека и еще более про-блематичная природа становления взрослым.
Большая часть литературы о молодежи унаследовала предположения от психологии развития об универсальных этапах развития, формирование лич-ности, нормативное поведение и отношения между социальным и физическим созреванием.
Все же, очень мало работы было сделано, чтобы разъяснить теоретиче-ское основание этой классификации, основанной на возраст.
В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, ус-ваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социаль-ные функции»
Двадцать лет спустя, исследователи, указывая на то, что социологию мо-лодежи еще предстоит разработать, как концептуальную основу для понима-ния как переходят молодые люди через, как они становятся взрослыми и раз-личные переживания молодых людей из разных социальных групп. Она ут-верждала, что это «заблуждение подчеркнуть качества или в противном слу-чае «молодежи» как таковой, так как молодые люди являются ни однородной группой, ни статической ». Ее заключение состояло в том, что молодежь наи-более полезно осмысляется, как возрастной процесс. Это означает, что вни-мание не на врожденных особенностях самих молодых людей, но так же и на становление молодежи, посредством социальных процессов (таких как обу-чение, семьи или рынок труда). Молодые люди воспринимают эти
процессы в конкретных целях, в связи с историческими обстоятельствами.
Растет понимание «современной молодежи» исследователи, которые, ориен-тируясь на молодежь как процесс, ставят под вопрос само использование универсального термина «молодежь». В этой главе обсуждается использова-ние и полезность понятия «Молодежь».
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льго-тами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сфе-рах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, разли-чаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница мо-лодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 30 и более го-дами, 36 годами включительно по современной классификации возрастных периодов Квинна.
Молодость – это энергия жизни. Это время, когда человек полон амби-ций, любая цель кажется осуществимой и любая задача ему по плечу. Это одно из самых драгоценных и самых трудных этапов жизни. Такого времени больше не будет. Именно поэтому, проблема занятости молодежи остро вы-деляется на фоне других социальных проблем, связанных с населением. Мо-лодые люди, переполненные самоуверенностью и адреналином, готовы из-менить существующее положение вещей, они верят, что могут сделать это. Они не знакомы с реальностями взрослой жизни. В этот период жизни чело-века, государство должно взять под свою ответственность воспитание под-растающего поколения, ведь это один из важнейших вопросов, который стоит перед государством. От того на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны.
Это наиболее активная, мобильная и дина¬мичная часть населения, сво-бодная от стереотипов и предрас¬судков предыдущих лет и обладающая сле-дующими социаль¬но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант¬ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо¬лодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в нефор¬мальные груп-пы, которые характеризуются следующими признаками:
— возникновение на базе стихийного общения в конкрет¬ных условиях соци-альной ситуации;
— самоорганизация и независимость от официальных структур;
— обязательные для участников и отличающиеся от ти¬пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовле-творяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут¬верждение, придание социального статуса, обретение защи¬щенности и престижной самооценки);
— относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стерео-типов поведения, нехарактерных для общества в целом;
— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан¬ной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Агрессивная самодеятельность
Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Все это популярно в среде подростков и молодежи с минималь¬ным уровнем интеллектуального и культур¬ного развития.
Эпатажная (фр. epater — пора¬жать, удивлять) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — ис-кусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих обще-принятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, криш-наиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение конкретных соци¬альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот¬ветствии с идеями конкретной группы.
Ускорение темпов развития общества обусловливает воз¬растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, мо-лодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий со-вершенствуется сама. Чтобы направить энергию молодежи в правильное рус-ло, нужно заинтересовать ее, занять ее.
Мир сталкивается с ухудшающимся кризисом занятости молодежи: молодые люди в три раза больше имеют шансов оказаться безработными, чем взрослые, и почти 73 млн. молодежи, во всем мире, ищущих работу. Ис-следователи предупреждают относительно “травмированного” поколения молодых рабочих, сталкивающихся с опасным соединением высокого уровня безработицы, повышением активности и нестандартной занятости в развитых странах, а также постоянно растущую бедность, среди рабочих, в развиваю-щихся странах.
Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

1.2 Государственная политика занятости и трудоустройства молодежи в 90-х г. ХХ в начале ХХI

В связи с переходом к рыночным отношениям в сфере труда и занято-сти в условиях структурированной перестройки экономики России в 90-х гг. ХХ в. Молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным требованиям рынка труда. Это потребовало от государства разработки и реа-лизации особой системы мер, обеспечивающих не только представление га-рантий Занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации дан-ной группы населения к современной экономической ситуации.
Структурные преобразования производства, кризис государственного сектора в значительной мере способствовали перераспределению ориентаций и трудоустройства молодежи. Включенность молодежи в материальное произ-водство имела тенденцию к сокращению. Если в 1990 г. В различных отрас-лях государственного сектора было занято 80% работающей молодежи, в 1994 г. чуть больше 60, то 2000 г. лишь 45%. Для значительной части мо-лодежи предпочтительными оказывались престижные отрасли и сферы дея-тельности с высоким уровнем оплаты труда. Одновременно расширялась сфера занятости молодежи в негосударственном секторе. Проблемы занятости оставались одними из наиболее сложных в ряду социальных проблем мо-лодежи. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных на протяже-нии 1990-х гг. составляла от 30% и выше (1992 г. – 38%, 1995 г. – 35,8, 1996 – 34, 1997 – 31,8, 1998 – 32, 1999 г. – 34,5%).
Мероприятия, осуществляемые как на федеральном, так и региональном уровне в сфере занятости молодежи были нацелены, прежде всего на развитие инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи, со-вершенствование нормативной правой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-методическую поддержку мо-лодежных структур в субъектах Российской Федерации.
Вопросы занятости молодежи регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», приказами Фе-деральной службы занятости России от 22 ноября 1994 г. № 150 « Об утвер-ждении « Положения об организации временной занятости безработной мо-лодежи – « Молодежная практика»» и от 26 апреля 1995 г. № 94 « об утвер-ждении «Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан»» и др.
Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи являлось одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Мероприятия по данному направления были включены в состав федеральных целевых программ « Молодежь России».
В практику органов по делам молодежи субъектов РФ вошло принятие разделов в программах содействия занятости населения или других специа-лизированных программах по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест. В субъектах РФ реализовывались краткосрочные программы по профессиональному обучению и созданию дополнительных рабочих мест для подростков. Наиболее активно данная работа велась в Кемеровской, Ни-жегородской, Кировской и Ростовской областях.
К концу 1996 г. было зарегистрировано свыше 70 молодежных бирж труда, только в 1995 г. благодаря системе общественных работ обеспеченно работой в свободное от учебы время около 1 млн. молодых людей.
«Решение вопросов занятости молодежи». В 1998 — 2000 гг. на реализа-цию 7 мероприятий подпрограммы «Решение вопросов занятости молодежи» было предусмотрено 14,18 млн руб. из федерального бюджета.
Следует отметить, что в 90-х гг. XX в. в субъектах Российской Феде-рации создавались организации и учреждения, занимавшиеся трудоустройст-вом студентов и выпускников высших и средних учебных учреждений, сбо-ром и распространением среди них информации о возможных местах и пред-лагаемых условиях работы, организующие проведение «Дней карьеры» и других форм контактов между молодежью и работодателями.
В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 — 2005 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Фе-дерации 27 декабря 2000 г. № 1015, было предусмотрено направление «Под-держка молодежного предпринимательства и содействие занятости молоде-жи», включающее в себя шесть мероприятий.
На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2002 г. было направлено из федерального бюджета 570 млн руб., в 2001 г. на эти цели было израсходовано 537,2 млн руб. В 2002 г общая чис-ленность несовершеннолетних, устроенных на временную работу за счет всех источников финансирования, составила 1,4 млн чел., в том числе за счет федерального бюджета -1,1 млн чел. Наибольшая численность участников мероприятий по организации временного трудоустройства несовершенно-летних достигнута в Республике Татарстан (153 тыс. чел.). Красноярском крае (33 тыс. чел.), Нижегородской (43 тыс. чел.) и Челябинской (42 тыс. чел.) областях.
Таким образом, после распада СССР в условиях рыночных преобразо-ваний в трудовой сфере сложилась ситуация, связанная с изменением поло-жения молодежи на рынке труда и требующая разработки и реализации осо-бой системы мер на государственном уровне по решению вопросов занятости и трудоустройства данной категории населения.
Таким образом, в 90-х гг. XX — начале XXI в. формировалась и реализо-вывалась государственная политика, направленная на решение вопросов за-нятости и трудоустройства молодежи путем совершенствования нормативной правовой базы, принятия федеральных, региональных и муниципальных программ и финансирования их мероприятий, развития инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи в стране.

Глава 2
Анализ занятости молодежи в современном мире
2.1 Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями

Молодежная проблема занятости имеет свои собственные размеры и противостоит страны во всем мире независимо от их стадии социально-экономического развития. Основные проблемы — большое количество моло-дых людей, выходящих на рынки труда каждый год, отсутствие возможности трудоустройства, особенно в бедных экономических системах и посткон-фликтных странах, так же низкое качество образования и обучения без над-лежащей связи с рынками труда.
В этой главе попытаемся обрисовать в общих чертах измерение про-блемы, причины, почему нужно вмешаться государству, и возможности улучшения молодежной занятости.
Каковы недавние глобальные тенденции рынка труда и проблемы от-носительно молодежи?
• Современный мир содержит приблизительно 1.2 миллиарда мо-лодых людей в возрасте между 15 и 24 года (увеличение 17% по сравнению с 1995), который составляет 24.7% в мире трудоспо-собное население. Приблизительно 87% из них живут в разви-вающиеся экономики (ООН, 2007).
• Занятость стала меньше от 49.2 до 44.5% между 1997 и 2007 и общим количеством, безработица увеличилась от 63 миллионов до 71 миллиона между 1997 и 2007, особенно, в Африке района Сахары (от 8 до 10 миллионов) (МОТ, 2008c)
• Во всем мире безработица среди молодежи высока с глобальным средним числом 11.9% в 2007, т.е. почти в три раза выше, чем взрослый уровень безработицы. (МОТ, 2008c). Кроме того, моло-дые люди составили 43.7% от общего числа безработных в мире, несмотря на составление только 25% работающего населения. Однако, безработица — только часть проблемы.
• Больше чем одна треть молодых людей в мире безработная, име-ет полностью брошенный поиск работы.
• В целом, нет никакой значительной разницы между полами, когда дело доходит до молодежи, ищущую работу. Уровень безра-ботицы для молодежи женского пола в 12.5%, немного выше, чем мужская ставка 12.2%. Тем не менее, различия могут быть более сильными в определенных странах и областях из-за экономиче-ских и культурных причин. Кроме того, молодые женщины заня-ты больше в неоплаченном (семья, личная, репродуктивная) ра-бота.
Государство воздействует на деятельность молодежи посредством сис-темы экономических, административных, законодательных организационных мер.
Направления:
• Социальная поддержка;
• Развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение;
• Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров;
• Преодоление дефицита рабочих мест посредством сбалансированной политики.
Активная политика на рынке труда является одним из традиционных ин-струментов регулирования. Она включает в себя все формы государственного воздействия на спрос и предложение рабочей силы.
Фактически во всех странах повышается занятость молодежи и этим сказы-вается долговременное воздействие на рынок труда. Правительства госу-дарств разрабатывают программы занятости молодежи. Общественные рабо-ты имеют один недостаток – не гарантируется последующее трудоустройство работника, впоследствии, занятости молодых людей. Этого недостатка ли-шены программы прямого создания рабочих мест.
Чтобы понять, существуют ли проблемы занятости молодежи в других странах, рассмотрим несколько стран, относящихся к одной из 4 типов эко-номических систем.
Существует 4 типа экономических систем:
1. Традиционная экономическая система. Тип организации экономики, при которой
• земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общи-не, племени или в общем пользовании;
• ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
2. Командная (централизованная или административная) экономическая система. Тип организации экономики, при которой
• земля и капитал (основные средства производства) находятся в собст-венности государства;
• ресурсы распределяет тоже государство.
3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система. Тип организа-ции экономики, при которой
• земля и капитал находятся в частной собственности;
• ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.
4. Смешанная экономическая система. Тип организации экономики, при которой
• земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности;
• ресурсы распределяются государством и рынком.

Рассмотрим на примере занятости среди американской молодежи.
Экономическая система США — рыночная.
Уровень безработицы падает среди американцев в возрасте от 25 до 34 лет. Бюро статистики министерства США выпустило отчет о занятости молодого населения за февраль текущего года. Занятость американцев в возрасте от 25 до 34 лет значительно увеличилась.
Таблица 1
Занятость, пол и воз-раст Без учета сезонных колебаний С учетом сезонных колебаний
Февраля
2014 Января
2015 Февраля
2014 Февраля
2014 Октября
2014 Ноября
2014 Декабря
2014 Января
2015 Февраля
2015
Мужчины, 16 лет и старше
Гражданское населе-ние 119306
120559 120647 119306
120112
120208 120301 120559 120647
Гражданская рабочая сила 81954 82851 83040 82566 82950 82961 83210 83771 83772
Работающих 75687 77477 77824 76852 78286 78084
78400 78869
79006
Коэффициент занято-сти населения 63,4 64,3
64,5 64,4 65,2 65,0 65,2
65,4
65,5
Безработные 6267 5374 5216 5714
4664 4877 4810 4903 4766
Уровень безработицы 7,6 6,5 6,3
6,9
5,6 5,9 5,8 5,9 5,7
Не в рабочей силе 37352 37708 37607 36740 37161 37247 37091 36787 36875
Женщины, 16 лет и старше
Гражданское населе-ние 127779 129165 129252 127779 128545 128637 128726 129165 129252
Гражданская рабочая сила 73073 73199 73173 73122 73293 73442 72919 73408 73230
Работающих 73882 75364 75671 74820 75928 75675 76026 76496 76588
Коэффициент занято-сти 66,7 67,2
67,4 67,5 68,0 67,7 68,0 68,2 68,3
Безработные 5645 4815
4723 5064
4094 4354 4245 4308 4243
Уровень безработицы 7,1 6,0 5,9 6,3 5,1 5,4 5,3 5,3 5,2
Не в рабочей силе 31310 31938
31816 30954
31656 31749 31603 31313 31379

Уровень безработицы — это доля безработных в общей величине рабочей силы.
Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
u=(U/L)*100%
u- уровень безработицы
U-число безработных
L-рабочая сила (занятые и безработные)
На основе данных о численности занятого населения и экономически активного населения можно рассчитать коэффициент занятости населения:
Kзан.=Sзан.(t)/Sэк.акт.(t)*100
Sзан.(t)-численность занятых на t дату
Sэк.акт.(t)-численность экономически активного населения на t дату
В феврале уровень безработицы среди американцев указанной возрас-тной группы упал с 5,9% до 5,7% среди мужчин и с 5,3% до 5,2% среди жен-щин. Это стало самым низким значением показателя за три года.
Уровень молодежной безработицы достигал 10,6% на пике американ-ского кризиса. Сегодня занятость молодых жителей страны растет опере-жающими темпами.
Молодежные программы.
Отдел труда в Занятости и профессиональной подготовки (ETA)поддерживает широкий спектр программ для того, чтобы вся молодежь имели навыки и подготовку, необходимые им для успешного перехода во взрослую жизнь и для карьеры. Эти программы включают в себя:
• Работа корпус — Работа корпус и является крупнейшим и наиболее зна-чимой для молодежи «Жилищная программа образования и подготовки рабочих мест для молодежи из групп риска в возрасте от 16 до 24». За-крытые акционерные общества, государственные структуры, феде-ральные агентства, а также профсоюзы набирают молодых людей к участию в Job Corps, где они могут тренироваться и в дальнейшем трудоустроены.
• Молодежные Дискреционные Гранты – гранты по усмотрению, на-правленные на конкретные группы молодежи из групп риска, таких как молодых правонарушителей, молодежи, проживающей в районах с вы-сокой бедностью, а также содействовать молодежи.
• Молодежь Формула — накопительных программах грантов — Эти про-граммы предоставляют услуги на право молодежи, возраст 14-21, в ме-стных общинах. Средства, выделяемые государством в соответствии с количеством безработных лиц в районах значительной безработи-цы; относительный избыток числа безработных в государстве; и отно-сительное количество неблагополучной молодежи в государстве.
• Обучение — Обучение является сочетанием на рабочем месте обучения и связанных с ними учебных занятий, в которых работники узнают практические и теоретические аспекты высококвалифицированных за-нятий. Претенденты на обучение, должны быть по крайней мере 16 лет и отвечают квалификации спонсорской программы.
Рассмотрим пример с традиционной экономической системой. В прошлом была характерна для первобытного общества. В настоящее время черты тра-диционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и Океании.
Разработка программы занятости и профессиональной подготовки молодежи Азербайджана.
На сегодняшний день в Азербайджане молодежная политика является важной составной частью государственной политики страны. Для явности картины, о занятости молодежи в Азербайджане, рассмотрим таблицу ниже.
Таблица 2
Экономи-чески активное население, тыс. чело-век Из них Экономиче-ски неактив-ное населе-ние тыс. человек Уровень экономиче-ской актив-ности, про-центов Уровень занятости, процентов Уровень безрабо-тицы, процентов
Занятые Безработные
Азербайджан
Всего в возрасте 15 лет и старше 4688,4 4445,3 243,1 2162,7 64,5 61,2 5,2
Всего в возрасте 15-29 лет 1234,0 1107,1 126,9 1208,8 46,8 42,0 10,3
Из них
Мужчины в возрасте 15-29 лет 642,8 588,0 54,8 643,1 48,3 44,2 8,5
В том числе
15-19 53,3 44,4 8,9 359,1 12,8 10,6 16,7
20-24 251,4 223,1 28,3 217,1 53,3 47,3 11,2
25-29 338,1 320,5 17,6 66,9 76,4 72,4 5,2
Женщины 15-29 лет 591,2 519,1 72,1 565,7 45,3 39,8 12,2
В том числе
15-19 46,8 39,5 7,3 336,7 12,2 10,3 15,5
20-24 228,5 190,9 37,6 200,0 49,1 41,0 16,5
25-29 315,9 288,7 27,2 29,0 69,3 63,4 8,6

Можно сделать выводы, показатель уровня безработицы среди моло-дежи в Азербайджане в целом составляет 11% и сопоставим с общемировым показателем (12,6%).
Государственная молодежная политика – определенные государством приоритеты и осуществленные мероприятия с целью создания среды обеспе-чивающей эффективную реализацию естественного потенциала, знаний и умений молодежи, а также их занятие в обществе достойного места. Государ-ственная молодежная политика реализуется соответствующими правовыми документами.
В Азербайджанской Республике цели, принципы, направления, органи-зационно-правовые основы молодежной политики устанавливает Закон Азербайджанской Республики «О молодежной политике» от 9 апреля 2002 года.
Основная цель молодежной политики в Азербайджанской Республике заключается в создании условий для физического, интеллектуального и ду-ховного развития молодежи, оказании содействия реализации ее возможно-стей и умения.
Молодежные программы.
Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 7 июля 2011 года за № 1621 утверждена Государственная Программа «Молодежь Азербайджана в 2011–2015-ом годах».
План мероприятий по реализации Государственной программы «Молодежь Азербайджана в 2011–2015-ом годах» предусматривает осуществление сле-дующих мероприятий в сфере занятости молодежи:
— Организация ярмарок труда молодежи;
— реализация мер по изучению и применению опыта развитых стран в сфере предпринимательской деятельности и занятости молодежи;
— оказание помощи в трудоустройстве молодых людей, проживающих в дет-ских домах и интернатах.
Проанализировав занятость молодежи в двух странах, с разными эко-номическими системами. Итак, можно сделать вывод, в политике занятости молодежи стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое суб-сидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики.
Так же, проблема занятости молодежи имеет свои размеры во всем мире, независимо от уровня их социально-экономического развития.
2.1 Занятость молодежи в современной России

Решение проблемы занятости молодежи имеет важное значение для России. Уровень безработицы среди молодежи в 3 раза выше, чем безработи-ца среди взрослого населения. Почти каждый четвертый безработный в Рос-сии молодой человек 25 лет.
Отметим, что самый высокий уровень безработицы в России наблю-дался среди недавних выпускников школ — городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2%) и молодежи сельской (25,6%). Почти вдвое меньше — среди молодых людей в возрасте 20-24 лет (12,5% и 15% соответственно). Самый низкий уровень — среди сорокалетних: 2,5% среди городского населения и 5,5% — среди сельского.
Специалисты Росстата отмечают, что в среднем среди молодежи в воз-расте 15-24 лет уровень безработицы в июле 2013 года составил 14,8%, в том числе среди городского населения — 14,1%, среди сельского — 16,8%. Безрабо-тица среди молодежи 15-24 лет превышает уровень среди людей среднего возраста (30-49 лет) в 3,7 раза, в том числе среди городского населения — в 4,2 раза, сельского населения — в 2,6 раза.
Молодые люди — новички на рынок труда должны получить возмож-ность стажировки или обучения, что позволит им получить опыт работы и способствовать их трудоустройству. Для того, чтобы наглядно оценить си-туацию среди занятости молодежи в наше время, рассмотрим таблицу ниже.

Таблица№3
« Молодежь России: статистический портрет»
Экономи-чески активное население, тыс. чело-век Из них Экономиче-ски неактив-ное населе-ние тыс. человек Уровень экономиче-ской актив-ности, про-центов Уровень занятости, процентов Уровень безрабо-тицы, процентов
Занятые Безработные
Россия
Всего в возрасте 15 лет и старше 75676,1 71545,4 4130,7 34545,6 68,7 64,9 5,5
Всего в возрасте 15-29 лет 18463,9 16682,2 1781,6 13094,8 58,5 52,9 9,6
Из них
Мужчины в возрасте 15-29 лет 10149,5 9184,8 964,8 5840,2 63,5 57,4 9.5
В том числе
15-19 427,3 316,4 110,9 3468,0 11,0 8,1 26,0
20-24 3865,2 3355,3 509,9 2032,0 65,5 56,9 13,2
25-29 5857,0 5513,0 344,0 340,2 94,5 89,0 5,9
Женщины 15-29 лет 8314,3 7497,5 816,8 7254,6 53,4 48,2 9,8
В том числе
15-19 281,7 192,8 88,9 3454,3 7,5 5,2 31,5
20-24 3027,3 2615,2 412,1 2674,5 53,1 45,9 13,6
25-29 5005,4 4689,5 315,9 1125,8 81,6 76,5 6,3

« Молодежь в Содружестве Независимых Государств: статистический портрет.», Статкомитет СНГ, ЮН-ФПА. М. 2014
Анализ таблицы показывает, что уровень безработицы в среднем равен 13% и является очень высоким показателем, следовательно, вопрос занятости молодежи актуален в России.
Золотое поколение или потерянное поколение?
Сегодняшние 15 — 29-летние являются сильно дифференцированной группой. Дифференцирование может наблюдаться в группах факторов:
• социальный статус их семей, их материальные обстоятельства, их готовность к высшему образованию;
• место, где они живут;
• их знание в современной практике;
• их уровень общительности и отношения с субкультурами;
• образ жизни и т.д.
Идея стабильности поколения представляет интерес и широко обсуж-дается среди исследователей российской молодежи. Это указывает на необ-ходимость молодежи для будущего страны, которая обеспечивает их довери-ем и безопасностью. Между тем финансовые кризисы 1990-х и угрозы личной безопасности 2000-х годов, можно утверждать, что нынешнее поколение молодых людей в России выросло в высокой оценке стабильности, в отличие от других сфер жизни общества.
В то же время, сегодняшние молодые люди являются более инноваци-онными и, по крайней мере по отношению к успешной профессии, готовы рисковать ради большой награды.
В 2015 году Правительство выявило множество путей для достижения эффективной занятости молодежи.
Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Фе-дерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 но-ября 2008 г. № 1662-р;
Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на сред-несрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами яв-ляются:
• создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
• развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны;
• вовлечение молодежи в социальную практику;
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 го-ды (далее – Программа) рассматривает в качестве ключевых проблем:
• несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей по-ведения молодых людей потребностям страны;
• отсутствие комплексной системы выявления и продвижения ини-циативной и талантливой молодежи;
• отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
• социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для пол-ноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
• отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;
• отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, нали-чие негативных этнических и религиозных стереотипов;
• несоответствие кадрового состава и материально-технической ба-зы работающих с молодежью организаций современным техно-логиям работы и ожиданиям молодых людей.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как про-являются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Программа разработана с учетом задач, определенных в основных стратеги-ческих документах страны, и включает в себя в качестве основных направле-ний:
• формирование системы продвижения инициативной и талантли-вой молодежи;
• вовлечение молодежи в социальную практику;
• обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
• формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экс-тремизма в молодежной среде;
• совершенствование инфраструктуры по работе с молодежью.
Программой предусмотрен комплекс мер по реализации инновацион-ного потенциала молодежи, гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодежных инициа-тив, развитию волонтерского (добровольческого) движения, включению мо-лодежи в социальную практику, поддержке молодых семей, инициативной и талантливой молодежи.


Глава 3
Четыре сценария развития будущего занятости молоде-жи

Ситуация с рабочими места для молодежи в России является более не-устойчивой, чем была в любое другое время. Согласно итогам обследований населения по проблемам занятости, средний возраст безработных в декабре 2014г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 26%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 3,5%, 20-24 лет — 22,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,5%) и 20-24 лет (13,8%). Молодые люди, в целом, в сложном положении, работодатели не предоставляют рабочие места из-за возраста, недостатка опыта и зрелости, и отсутствия образования и навыков. Определенные подгруппы сталкиваются с еще большими проблемами из-за факторов, включая расу, пол, и социально-экономический статус. Эти проблемы обострились в период экономического спада. Они усиливаются, как и тот факт, что основной характер работы в состоянии постоянного изменения. Интеллектуальные алгоритмы и робототехника формируют смысл работы. Онлайн рынки труда, такие как Weblancer.net. Автоматизация все сильнее вытесняет работников производства и сферы обслуживания. Много работы и минимальная заработная плата, вот что ждет российскую молодежь. На вершине всего этого, от учебы к работе путь не проложен, как это было раньше, высшее образование больше не является билетом на хорошую работу. Вызваны ли тяжелой экономической ситуацией технологические факторы, или недостаточной подготовкой молодых людей? Безработица создает трудности для молодежи и для экономики страны. Рассмотрим альтернативные сценарии развития: рост, падение, ограничение, преобразование.
3.1 Рост. Гибкая экономика.
Растущая конкуренция и автоматизация силы работников, постоянное повышение квалификации или риск упустить возможность.
Ключевые элементы:
• рынок труда способствует высокому мастерству работников;
• рынок труда весьма текучий с избытком новых возможностей;
• воспитание распространяется от учреждения, в интернет-сообществах и сообществах;
• нетрадиционные аттестации распространяются и воспринимаются работодателями.
Обзор
В ближайшие 10 лет — период болезненной реструктуризации, посколь-ку экономика становится более конкурентоспособной и большой выбор ра-бочих мест. Автоматизация распространяется на все сектора экономики, раз-рушая низкую оплату труда и воздействуя на молодого сотрудника, из одной сферы деятельности, создавая возможности роста в других сферах. Путь, связывающий образование и работу. Образование переходит из четырехлет-него обучения в персонализированные, онлайн и специализированные формы. Рабочие места пополняются абитуриентами, которые совмещают онлайн-курсы с полномочиями, получают высшее образование, с выдачей диплома, пополняют портфолио проектами, с целью показать квалификацию.
Представление для организаций и учреждений
Реструктуризация организаций, так как на данный момент компании выбирают все меньше постоянных сотрудников и снижают накладные расхо-ды для того, чтобы остаться хваткими в прогрессирующей экономике. Изме-нение приоритетов организации, управление большим количеством работни-ков-контрактников, инвестиции в избранных, самых ценных сотрудников, а так же в развитие эффективной работы. Работодатели отказываются от опоры на высшее образование, при фильтрации кандидатов, и смотрят, прежде всего, на портфолио проектов, которые иллюстрируют способности к приобретению профессиональных навыков и работу с другими сотрудниками. Компании зависят от фирм, по предоставлению персонала и онлайн-платформ, которые могут отразить требования, для нового рабочего места: гибкий график, быстрая смена профиля рабочего и так далее. Работодатели вкладывают средства в создание онлайн-учебных программ, чтобы не только тренировать сотрудников, но так же позволять им постоянно совершенствовать свои навыки.
Обзор для физических лиц
Многие работники, с полным рабочим днем, потеряли места, во время автоматизации, и никогда не возвращаются. На работе, с неполной занято-стью, платят меньше, но соответствуют требованиям молодых работников, которые ценят самостоятельность и гибкость графика. Работа, с минимальной заработной платой, рассматривается, как ступенька, где работники могут накопить свой опыт и обучиться новому, прежде сем перейти в большие компании или стать независимым агентом. Работники сталкиваются с необ-ходимость постоянного повышения квалификации и переподготовки, и они вкладывают значительные суммы собственного времени и денег. Время, обо-значенное для электронного обучения, становится частью пакетов пособий многих компаний. Так как много работы находится через интернет, молодежь, с низким уровнем дохода, не имеют доступа к таким сетям, оказываются уязвимыми в новых условиях.

3.2 Рост. Изгиб экономики
Ключевые элементы:
• научить людей, как продать себя и как выявить и расширить их социальные сети для возможностей карьерного роста;
• предоставить работникам инструменты и преобразование услуг, чтобы помочь им составить карьерный план;
• работа с действующими сотрудниками и заключения контрактов с агентствами, для получения максимально точных рабочих спи-сков;
• сократить разрыв между выявлением навыков для новой должно-сти, списком требований, и наймом на работу от нескольких ме-сяцев до нескольких недель или дней;
• спроектировать новые содействующие пути, чтобы удержать ус-пешных рабочих на борту экономики.
Политические рекомендации
Субсидирование затрат на начальном уровне занятости, чтобы помочь неблагополучной молодежи. Понизить риск и затраты на найм молодых ра-бочих, без высшего образования или опыта работы, у компаний должен быть субсидированный найм, для молодежи из малоимущих семей. Финансирова-ние может быть корпоративным, государственным, или благотворительным. налоговые льготы, помогут стимулировать работодателя, нанимать молодых людей, с более низким процентом налога. Молодые работники обязаны отра-ботать минимальный срок, установленный компанией. Таким образом, инве-стиции, на обучение сотрудника, затраченные фирмой, не потеряны.
Развернуть в онлайновом режиме и без отрыва от работы программ, по повышению квалификации. У компании должны быть стимулы, позволяющие разрабатывать и распространять программное обеспечение учебных курсов онлайн, как инструмент для нахождения и продвижения новых рабочих. Для проверки молодых и уязвимых кандидатов, будет тестовое задание, которое значительно сократит расходы и риски найма для работодателя. Эти программные платформы могут быть созданы совместно со службой занято-сти населения.
Поощрения работодателя, по принятию альтернативных аттестаций. Создание новых систем аттестации, представляющие компетентность задач, могут сравнять шансы для работников, без высшего образования. Должна быть сформирована новая организация, задача которой объединять и оцени-вать аттестационные платформы современным, децентрализованным спосо-бами.

3.3 Распад. Возрастающий разрыв
Повышение автоматизации сокращения числа как низко -, так и высо-коквалифицированных рабочих мест приводит к глубоким социально-экономическому неравенству.
Ключевые элементы:
• растущая автоматизация сокращает знание работы и места, с ми-нимальной заработной платой;
• другие студенты и выпускники ВУЗов, с традиционным образо-ванием, считаю свое обучение негодным;
• постоянный люмпенизированный слой отдельных людей растет
• управление переживает кризис и не в состоянии удовлетворить потребности в систематическом порядке;
• неформальная экономика и альтернативные валюты растут.
Обзор
К 2019 году, увеличение автоматизации привело к истреблению мно-жества рабочих мест и это невозможно остановить. Оставшиеся рабочие мес-та, такие как, уход за пожилыми людьми, уход за детьми, обычно внизу шка-лы заработной платы. С переворотом экономики автоматизации чрезвычайно не справляются без третьего лица или правительственных усилий перенапра-вить экономику. Число выпускников ВУЗов продолжает повышаться, и мно-гие считают их навыки и степени невостребованными потому что, они были обучены делать, а не автоматизировать или их навыки больше не пользуются спросом. Рабочие обучены для несуществующих или перспективно несуще-ствующих областях. Неформальная экономика – шаг навстречу обществен-ным потребностям и переосмысление культурных ценностей, как результат.
Представление для организаций и учреждений
Государственные чиновники и крупные работодатели оказываются в обороне, реакционном положении. Компании абстрагируются от требований рабочих и автоматизируют, при первой возможности. Некоммерческие орга-низации и профсоюзы решили бороться против руководства автоматизации экономики. А высокоавтоматизированные организаций, которые опираются на немногих работников, имеют выгоду и ищут новые рынки за границей, соперничая за верхний ряд глобальных потребителей. Разрыв между классами мирового потребления и остальными огромен и не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. На местном уровне, неформальная экономика приводит многие творческие бизнес решения, к общине с низким уровнем дохода.
Обзор для физических лиц
Работники испытывают «беспокойство автоматизации», неопределен-ность в отношении будущего своей карьере или компании и многие оказы-ваются без работы практически без предупреждения, так как их позиции ав-томатизированы. Критический период времени для работников, которые бу-дут переобучены — между тем, когда компания решает автоматизировать и тем, и когда реализует эти планы, оставляя рабочих без работы или профес-сиональных навыков. Большинство новых рабочих мест в экономической платформе, эти независимые рабочие получают низкие зарплаты, никакого соцпакета, и у них мало шансов на продвижение.
Крушение иллюзий о возможностях карьерного роста жестких ударов, создавая глубокий пессимизм, и растущее чувство отрешенности, а также по-вышение уровня преступности.
Ключевые стратегии
• В общегородском масштабе использовать больше данных, чтобы вы-двинуть на первый план профессиональные пробелы на рынке, приводя более информированный процессы развития трудовых ресурсов;
• оснастить среднюю школу навыками, чтобы сделать анализ затрат и выгод четырех лет обучения в ВУЗе, по сравнению с современными альтернативами, а также областью исследований будущего роста заня-тости;
• полностью информировать сотрудников о корпоративных планах и обеспечить их переподготовку, как только принято решение автомати-зировать;
• вести диалоги со всеми заинтересованными сторонами о том, как лучше вести экономику автоматизации;
• организовать контрактных работников и предоставлять им поддержку зарабатывать большую заработную плату и обеспечить их продвиже-ние.
Стратегические рекомендации
Заставить работодателей назначить время для совершенствования на-выков. Онлайн обучение и вечерние занятия является топливом для продви-жения, но многие из малообеспеченных слоев населения, направить всю энергию на решение этой проблемы. Изменение квалификации уволенных работников должно быть формализованным, в виде корпоративной политики в партнерстве с кадровыми агентствами, знакомыми с рынком труда. Воссоз-дайте профсоюзы, чтобы поддержать заработную плату и защитить рабочие места. Новые учреждения профсоюзов должны быть встроены в платформы современной экономики.

3.3 Трансформация. Усиление индивидуального
Технологии, которые были доступны только крупным компаниям, те-перь расширили возможности работников и дали возможность для молодых людей создавать фирму или предприятие.
Ключевые элементы:
• затраты на координацию значительно снижаются;
• капитал для юридических лиц от краудфандинга, банков и венчурных капиталистов;
• распространяются предпринимательские фирмы и гибкость мышления;
• баланс силы смещается от крупных организаций к физическим лицам.
Обзор
В XXI веке легкость координации задач, таких как маркетинг, логи-стика, продажи, и даже исследование позволяет работникам сделать больше за пределами крупных организаций, таких как корпорации, банки и школы. К 2019 году, эта “экономика” позволяет людям стремиться к познанию
новых и захватывающих способов. Это вознаграждает очень предприимчивых людей, которые квалифицированы в нахождении и сборке ресурсов и координировании потоков задачи. Вся экономсистема услуг выходит на под-держку физических лиц от пространств в правовой, здоровье и финансовых инструментов, направленных на отдельные лица и микро-бизнес. В органи-зациях, которые, предпринимательство становится, как основополагающим для начального уровня работы в отношении малого бизнеса. Знание работы, как производство, может теперь быть в любой точке мира.
Представление для организаций и учреждений
Создание рабочих мест в России зависят от использования знаний эко-номики труда в развивающихся странах. Компании используют платформы, такие как Weblancer.net или Freelance Job, чтобы собрать объявления специ-альных команд, для обеспечения продаж и поддержки клиентов, помочь с
редакторской работой, проведением исследований, а также выполнять многие другие задачи в режиме онлайн и немедленно. Эти новые цифровые платформы действуют, как агентства по укомплектованию персонала онлайн в реальном времени, которые пересекают границы и объединяют глобальные трудовые ресурсы на уровнях, никогда не замечаемые прежде.
Обзор для физических лиц
В 2019 году способность использовать рынки как Weblancer.net или Freelance Job. Сотрудники на нижней ступеньке в российских компаниях
как ожидают, будут управлять командами трех или больше партнеров во всем мире, включая открытие, наем, координируя и рассматривая этих рабочих. Этому новому сотруднику платят начальный уровень зарплаты, но по-средством организации сети задачи может достигнуть целых четырех или больше традиционных рабочих. В будущем, рабочие понимают, что у них самих есть все навыки, и они тоже должны были управлять бизнесом. Люди в
каждом уровне дохода, открывают собственные фирмы, где они управляют распределением, дизайном, маркетингом, и финансами, с поддержкой про-граммного обеспечения. Для неблагополучной молодежи, создание предпри-нимательства, профессиональные навыки и доступ к новым видам финанси-рования означает не только доход, но и чувство цели.
Ключевые стратегии:
• соединить молодежь с доступными наставниками для подража-ния, чтобы помочь им создать навыки и исследовать предприни-мательство;
• учить студентов, как найти, нанять, и управлять рабочими через рынки труда онлайн, как основополагающее умение для более поздней работы, ли для себя или для корпоративных работодате-лей;
• переосмыслить то, как и почему мы готовим молодежь, начиная с начального профессионального уровня;
• включите обучение предпринимательству в каждой программе развития трудовых ресурсов.
Стратегические рекомендации
Сделать микрокредиты доступны для предпринимателей с низкими до-ходами. Предпринимательство начало расти с 1991 года и является более жизнеспособным путем, для неблагополучной молодежи. Банк микрокреди-тования может провести предпринимателей из теневой экономики и расши-рить их охват рынка. Низкая процентная ставка будет еще больше стимули-ровать предпринимательство.
Предпринимательство не для всех, но люди, стремящиеся исследовать этот выбор, должны быть поддержаны. Студентам нужно преподавать, как найти и создать возможности работы, и должен обладать теми же самыми навыками — креативность, самомотивация, прикладная экономика, бизнес-стратегия, и многое другое.

Вывод

Проведенное исследование существующей системы занятости молоде-жи в России и стран, с разными экономическими политиками, позволило по-лучить следующие выводы теоретического и прикладного характера.
1. Молодежь является активной и импульсивной частью населения, по-этому она менее защищенная. В зависимости от предпочтений, моло-дежь объединяется в движения или группы. Выделяют: агрессивную самодеятельность, эпатажную самодеятельность, альтернативную са-модеятельность, социальную самодеятельность, политическую само-деятельность.
2. Ситуация занятости молодежи в 90-х годах в России, с переходом на рыночные отношения, имела кризис и требовала новых реформ.
3. На практике ни одно государство не может обеспечить полное равенст-во стартовых возможностей молодых людей, но расцветающая демо-кратия предполагает выравнивание прав различных группах молодежи.
4. Направления государственной молодежной политики в современном российском обществе это трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной деятельности.
5. Четыре сценария курсовой, обеспечивают раскрытие в широком диа-пазоне критических проблем занятости, стоящих перед молодежью, в формирующемся будущем. Все эти сценарии уже происходят, в какой-то степени, и в масштабе городов. Отсюда, будущее не будет разви-ваться точно так, как описано в любом из четырех сценариев, но, скорее всего, будет сплетены воедино элементы каждого.
Таким образом, для заинтересованных стран, в том числе России, будет важно иметь портфель стратегий и политики во время следующих десять лет, которые вытянут бедную молодежь из безработицы.

Список используемых источников
Основная литература

1. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
2. Попов И.А. « Экономическая теория: учебник для ВУЗов» / 4-е издание – СПб.: Питер, 2006
3. «Молодежь в Содружестве Независимых Государств: статистический портрет.»,Статкомитет СНГ, ЮНФПА. М. 2014
Дополнительная литература
1. Государственный доклад. М., 2002.
2. Государственный доклад. М ., 2003.
3. Основные выводы и предложения Государственного доклада Прави-тельству РФ. М., 2000.
4. МОТ (2008a), «Глобальные тенденции занятости», МОТ, Женева.
5. МОТ (2008b), «Глобальные тенденции занятости для женщин», МОТ, Женева.
6. МОТ (2008c), «Глобальные тенденции занятости для молодежи», МОТ, Женева.

Скачать работу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *